|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Здание в Зарядье 30 сентября 2009 Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты, а в последствии разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. Я полагаю, что устройство подвалов столь глубокого заложения было вызвано не только стратегическими, но и сугубо практическими соображениями - нижнюю плиту фундамента необходимо было углубить настолько, что бы уровнять давление массы высотной части здания с бытовым давлением грунта. Это позволило бы свести к минимуму просадку здания в дальнейшем. По одним данным в восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения. Предлагавшиеся до войны конкурсные проекты здания для размещения этого ведомства выглядели неубедительно, а тут казалось сама судьба улыбнулась Наркомтяжмашу. Однако ни в одном литературном источнике ведомственная принадлежность этого здания не оговаривается. Так же как и в случае с другими административными зданиями, например на Смоленской площади, куда заселился МИД. В последнее время все чаще появляется информация о том, что восьмое здание планировал построить для своего ведомства Л.П.Берия, который по линии МВД курировал московские высотные стройки. Но после его ареста стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. Тяжелее всех этот удар судьбы перенес академик архитектуры Д.Н.Чечулин, по проекту которого и строилось здание. Происшедшее он воспринял как личную трагедию и долгое время не мог придти в себя. Только спустя десять лет - с 1964 по 1967 - на уже имевшемся стилобате по проекту Д.Н.Чечулина была сооружена гостиница Россия. Ее пропорции позволяют визуально оценить масштабность задуманного сооружения - размеры гостинцы сопоставимы с размерами нижней, высотой всего в пять этажей, ступенью высотного здания. Сама же гостиница смотрелась на доставшемся в наследство стилобате довольно неказисто. Именно на проекте этого здания, которое никогда уже не будет построено, я хотел бы остановится подробнее. Я не вижу необходимости приводить здесь поэтажную деталировку здания, покажу лишь пару разрезов, которые наиболее интересны с моей точки зрения. Вот как описывается задача архитектора и суть проектных решений в альбоме "Высотные здания в Москве". Особенно сложные задачи возникали при проектировании административного здания в Зарядье. Необходимо было спроектировать здание в чрезвычайно обязывающей обстановке, Оно располагается недалеко от Кремля с его величественным и неповторимым ансамблем древних храмов, с его богатым, разнообразным, поистине русским силуэтом, так изумительно связанным с природой Москвы. Здесь же находится собор Василия Блаженного —гениальное творение великих русских зодчих Бармы и Посника, по своему богатству и реалистической выразительности отражающее в формах архитектуры идеи государственного объединения Руси, своеобразия русской природы, самобытной русской культуры, богатейшего "народного искусства, В композиционном центре площади— величественное произведение архитектуры социалистического реализма нашего времени—мавзолей великого Ленина, гениальное творение выдающегося русского зодчего академика А. В. Щусева, вдохновенное и прекрасное воплощение идеи о вечно живом Ленине, о бессмертии ленинизма, — мавзолей, превративший Красную площадь в социалистическую площадь столицы. Такова архитектурная «природа», в которой было запроектировано административное здание огромного масштаба. Автор, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР Д, Н. Чечулин, избрал путь контраста, при котором остается нетронутой и самостоятельной изумительная красота древнего ансамбля, а новое здание своим силуэтом будет перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля. Здание войдет в новую панораму социалистической Москвы, которая развернется вдоль набережных реки, где высотные сооружения будут подчеркивать ее живописные извивы.
В разработке проекта этого грандиозного сооружения принимает участие коллектив архитекторов, инженеров и техников Мосгорпроекта, в том числе лауреат Сталинской премии инженер-конструктор И. М. Тигранов, инженер Ю. Е. Ермаков, архитекторы А. Ф. Тархов, М. И. Боголепов, А. В. Арго, Л. М, Наумычева, Н. А. Кузнецова, Ю. С. Чуприненко и другие. Проект высотного 32-этажного здания в Зарядье будет осуществляться на участке площадью 15 га. С южной стороны этот участок выходит на набережную Москвы-реки, с северной — граничит с улицей Разина, с востока — с Китайским проездом, с запада примыкает к Красной площади (см. иллюстрации, раздел VII, таблицы 1—12). В плане проектируемое здание имеет систему диагонально расположенных корпусов, с лифтами на перекрестках. По двум сторонам коридоров во всем здании устроено около 2000 рабочих комнат, часть которых объединена в отдельные группы. В нижней части здание несколько вытянуто вдоль набережной. Широкая лестница, по бокам которой проектируются большие массивы зелени, очень эффектно спускается к набережной по уступчатым откосам. Главным фасадом это административное здание обращено в сторону Красной площади. На стилобат с Красной площади ведет широкая лестница.
Со стороны Китайского проезда малые лестницы ведут к открытой стоянке автомашин, огражденной сквером. Кроме того, малые лестницы ведут в сквер-заповедник, расположенный вдоль улицы Разина, где сохраняются здания — памятники архитектуры прошедших эпох . Входы в высотное здание расположены с трех сторон: с Красной площади (главный вход), второй со стороны Москвы-реки и третий со стороны улицы Разина . Предусмотрены отдельные входы со стороны уровня Москворецкой набережной в вестибюль, в помещения для рабочих и служащих и в столовую. Посетители входят через главный вход и с набережной. Основную часть здания, которую венчает золоченый многогранный шатер с завершением, достигающим высоты 275 метров, окружают 5-этажные корпуса, образующие удобные отдельные дворы. Со стороны Красной площади сквозь колоннаду виден двор, а в глубине его выступает портал входа, через который посетитель попадает в главный вестибюль. По бокам вестибюля расположены два гардероба на 1700 человек каждый. Центральное место в главном вестибюле занимают лифты . Для рассредоточения потоков больших масс людей в диагональных крыльях высотного корпуса также имеются лифты. Лифтовые холлы и лестницы расположены в наиболее удобных для этого узлах плана и везде выходят непосредственно в коридоры. Количество лифтов возрастает от верхних этажей к нижним. Если в верхнем этаже два лифта, то в гардеробном вестибюле их уже сорок. В здании предусмотрен обширный зал собраний. В его цокольном и 1-м этаже запроектировано вестибюль, гардеробы и буфет. В восточном озелененном дворе будет сооружена столовая в виде отдельно стоящего здания. В 5-этажных корпусах, которые окружают высотную часть, расположены рабочие комнаты. Диагональные коридоры заканчиваются треугольными тупиками, по периметру которых размещены рабочие комнаты. Каждая из них имеет свою маленькую вестибюльную площадку. Начиная с 8-го по 13-й этаж диагональные коридоры укорачиваются, треугольные тупики уничтожаются. С 14-го этажа пропадают диагональне отсеки. Остается только лифтовое фойе с рабочими комнатами. И, наконец, в венчающей части здания расположен демонстрационный зал, перекрытый куполом и четырьмя павильонами по углам плоской кровли. Основным, несущим остовом высотного здания является .стальной каркас. Сложное по своей форме здание потребовало схему каркаса с вертикальными решетчатыми связями. Лучевая система плана как в этом сооружении, так и в здании на Котельнической набережной, создает наиболее благоприятные условия для ориентации внутренних помещений, более выгодную систему пространственных жестких связей конструкций, повышающих устойчивость здания в целом, равномерное распределение ветровой нагрузки и т. д. Здание будет облицовано в цокольной части красным гранитом, а выше — подмосковными известняками и светлым литым камнем. В архитектурных формах сооружения и композиции автор искал образ, который говорил бы о значении здания как важнейшей части социалистической Москвы, о величественных идеях сталинской эпохи. Чтобы создать наилучшую композицию сооружения, автор исходил из следующих двух положений: во-первых, новое здание должно быть одним из ведущих элементов общегородского ансамбля новой многоэтажной Москвы, перекликаясь с силуэтами остальных высотных зданий и будущего. Дворца Советов, во-вторых, на близких подходах к нему оно должно масштабно войти в ансамбль природы и архитектуры ближайшего окружения. Последнее требовало горизонтальной композиции масс, отвечающих набережной Москвы-реки и кремлевской стене. Автор решил эту задачу, положив в основу плана первого нижнего уступа прямоугольник с отношением; сторон приблизительно 2:3, в силу чего нижний, первый объем имеет форму параллелепипеда, вытянутого вдоль Москвы-реки и имеющего высоту только пяти этажей. Масштабная подчиненность объема этой части сооружения автором достигнута. Второй уступ, имеющий высоту трех этажей и квадратный план, продолжает решать ту же задачу — связи с ближайшим ансамблем. Одновременно второй и следующий за ним 6-этажный уступы являются ж переходом к 20-этажной башне, несущей ступенчатое, пластическое завершение с шатром и эмблемой. Эта высотная часть сооружения «работает» на большие перспективы, включаясь в общий архитектурный ансамбль города. Отсюда ее симметричность. Проект требует еще большой работы над уточнением соразмерности отдельных объемов между собой и окружением. В частности, правильное в принципе решение масс нижних ярусов в своей архитектурно-художественной разработке требует введения элементов, которые помогли бы установить градацию переходов от масштаба сооружений на Красной площади к масштабам сооружений, входящих в пространство всей Москвы. Необходимо также уделить серьезное внимание поискам гармонии цветового и пластического решения. Именно над этими вопросами работает в настоящее время авторский коллектив. Альбом "Высотные здания в Москве" интересен тем, что был издан в 1951 году. Поэтому о строительстве здания говорится в настоящем или будущем времени. Альбом готовили быстро - по распоряжению Сталина собрали все имеющиеся материалы: чертежи, панорамы. фотографии макетов. После смерти Сталина неоконечные стройки планомерно завершались, однако восьмому из них уже никогда не будет суждено составлять панораму с Кремлем, собором и Красной площадью.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|