Часть I. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма» : Сталинские высотки: фото, архитекторы, история, цены
Некоммерческий проект "Высотки Москвы". Основан 8 августа 2007 г
Перейти на главную страницу  
Последнее обновление 04-06-2024

Часть I. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

30 сентября 2009

Основным печатным органом Союза Архитекторов в сороковые годы была газета “Советское искусство“. В ней и других печатных изданиях еще до принятия постановления о строительстве в Москве высотных зданий начала обсуждаться тема применения новых технологий в строительстве. Можно это было объяснить тем, что города были разрушены во время войны и надо было все это восстанавливать в сжатые сроки. Большое место в этих публикациях отводилось Сталину, его даже провозгласили “ отцом и другом всех советских архитекторов”. В те же годы обсуждали вопросы комплексной застройки районов в городах. Впервые об этом упоминалось еще в 30-е годы, когда работали независимые архитекторы и им было все равно, что находится вокруг. Главное – выделится каждому. Такое проектирование привело к кризису массовой архитектуры.

Иосиф Виссарионович Сталин в Кремле. Картина лауреата Сталинской премии художника Д.Налбандяна

В начале 30-х годов в стране был объявлен конкурс на лучший проект здания Дворца Советов в Москве. Работы были выставлены самые разные, но ни одна из них не была одобрена. Затем в 1933 году была создана Всесоюзная Академия архитектуры. В ее стенах собрались три поколения архитекторов старшее, среднее и молодое, которые очень активно вели научно- просветительную работу и поставили заслон безвкусице. Начали разрабатывать проекты и вести строительство и реконструкцию городов и в первую очередь Москвы. Это был классический период в советской архитектуре, продлившийся почти два десятилетия и связанный с именем Сталина. Активная работа на строительных площадках ставила новые задачи. Так в 1954 году на специальном совещании строителей и архитекторов обсуждался вопрос снижения стоимости и увеличения количественных показателей. Чтобы решить эти проблемы нужно было провести индустриализацию в строительстве и разработать типовые проекты, убрать все излишества. Это привело к изменению архитектурной направленности. Архитекторы стали работать на перспективу. Московские высотки надо было вписать в общую архитектуру города, а для этого надо было спроектировать соответствующее окружение. Задумки были очень большие, но полностью реализовать их не смогли. Например, Дворец Советов во время войны разобрали, использовали его металлоконструкции в оборонке. Больше такого проекта не было найдено. К зданию в Зарядье вернулись лишь после принятия постановления о московских высотках. Высотные здания в городе должны были быть основой в формировании площадей.

Фрагмент открытки "Москва. Москворецкий мост." Цв. фото Н.Петрова. 1949 год. Отчетливо видно крыло недостроенного дома на Котельниках. На месте гостиницы "Россия" в Зарядье - большая зеленая лужайка. При этом здания, представлявшие историческую ценность, сохранены.

На Смоленской площади это здание МИД. Возведение сталинских высоток с остроконечным завершением планировалось и в других городах СССР, были построены высотки в Риге и Варшаве. В Москве здания со шпилями успели достроить, а в других городах нет. Дома выглядят как “обрубки” и не увязываются в градостроительный ансамбль, а стоят разрозненными объектами. Это был стиль сталинского классицизма, который возник в начале 30 годов. Довоенные “сталинки” имели небольшую этажность и рельефность фасадов, что подчеркивалось наличием пилонов и пилястров. Основным строительным материалом был кирпич, который штукатурился сверху. Эти дома и сейчас стоят во многих городах. У них изношены инженерные системы, сгнили двери и косяки, но само здание, фундамент, кладка, лестничные марши прослужат еще много лет.

Эскизы к конкурсным проектам Дворца Советов
Дворец Советов, проект Б.Иофана. Панорама Москвы. (1934)
Дворец Советов. Зал Приемов Правительства (1946)

Послевоенный сталинский стиль претерпел изменения, дома строили в основном из красного кирпича и они были менее вычурными, были более практичными. Москву Сталин хотел видеть величавой, ведь это столица государства победившего фашизм и твердо шагающего к победе коммунизма.

Первоисточником данной статьи послужил сайт  http://retrofonoteka.ru/sovarch/sovarch.htm

Часть I. Возникновение и расцвет "сталинского классицизма"
Часть II. Дворец Советов
Часть III. Высотки были заложены в один день
Часть IV. Первые проекты забракованы Сталиным
Часть V. Технологии строительства
Часть VI. Заключение

 


Высотки.ru. Все права защищены. Использование любых материалов сайта разрешено только при наличии ссылки на www.visotki.ru